AOPA Belarus
AOPA Belarus
AOPA Belarus
AOPA Belarus
Полеты в весенне-летний период. Грозы
Опубликовано: 29 апреля 2019
Семинар по подготовке к весенне-летнему периоду полетов для пилотов-любителей AOPA Belarus.
Мы любим встречи с пилотами AOPA-Беларусь. Стараемся, чтобы они были полезными. В апреле в Вертолётном клубе АVIA-100 прошла встреча на тему подготовки к весенне-летнему сезону. Из Департамента по авиации делился опытом Подгайский Евгений Николаевич, предприятие "Белаэронавигация" представлял Вячеслав Горожданов. Эксперты рассказали много интересного и нужного членам нашей ассоциации.
Евгений Николаевич Подгайский подробно рассказал об особенностях погодных условий в весенне-летний период. Друзья, будем призывать вас всегда помнить о технике безопасности полетов в грозы, шкалистые ветра, туманы и дожди, которые частые спутники смены сезонов года.
Делимся с вами важными моментами из беседы с Евгением Николаевичем.

Гроза — это сложное атмосферное явление, характеризующееся интенсивным облакообразованием и многократными электрическими разрядами в виде молний. Грозы возникают в кучево-дождевых облаках, которые, в этом случае, называются грозовыми. Площадь хорошо развитых кучево-дождевых облаков обычно не превышает 50... 100 км2

В грозовых облаках наибольшую угрозу для авиации представляют такие опасные явления, как сильная турбулентность, мощные вертикальные токи воздуха, интенсивное обледенение, электрические разряды, град и ливневые осадки. Следует отметить, что все опасные явления могут наблюдаться одновременно. Под облаками опасность представляют шквалистые ветры, достигающие иногда ураганной силы, смерчи, ливневые осадки (дождь град, снежные заряды), между облаками сильные нисходящие и восходящие воздушные потоки, сдвиги ветра.
Стадии развития грозового облака
I стадия — начальное развитие - от появления кучевого облака до начала выпадения ливневых осадков. В этой стадии кучевые облака постепенно перерастают в мощно-кучевые, а затем в кучево-дождевые "лысые", из которых и начинают выпадать осадки. В облаках преобладают восходящие потоки, которые усиливаются от 2...5 м/с в кучевых облаках до 10...15 м/с в мощно-кучевых.

Верхняя граница кучевых облаков 1,5.. .2,5 км, а мощно-кучевых -1с.6км. Они состоят из капель воды.

II стадия — максимальное развитие - грозовое облако из кучево-дождевого "лысого" развивается в кучево-дождевое "волосатое". Из облака выпадают ливневые осадки. Возникают электрические разряды в виде молний. Во второй стадии в грозовом облаке наблюдаются интенсивные восходящие и нисходящие движения воздуха. Восходящие потоки достигают максимальных скоростей 30... 40 м/с и более. Они преобладают в передней части облака.
Скорость восходящего потока в облаке почти линейно растет с высотой, начиная с основания, и достигает максимального значения в предвершинной части облака, после чего к вершине облака скорость начинает линейно убывать.

III стадия — стадия разрушения - ливневые осадки, выпадающие из грозового облака, охлаждают воздух и подстилающую поверхность под облаком. Поэтому ослабевают, а затем прекращаются восходящие потоки. В данной стадии в грозовом облаке преобладают нисходящие потоки, которые размывают это облако. Разрушение грозового облака обычно начинается с нижней части. Облако оседает и расширяется по площади. Скорость опускания вершины равна 1 1,5 м/с, иногда 3 м/с. Нижняя граница грозового облака приобретает своеобразный вид - она становится вымеобразной. Вершина облака плоская и состоит из перистых облаков волокнистой структуры. В среднем ярусе к грозовому облаку примыкают высоко-кучевые облака, а в нижнем - слоисто-кучевые облака.

Весь период развития грозового облака занимает от 3 до 5 часов.

Руководящие документы ГА запрещают преднамеренно входить в грозовые облака в любой стадии их развития, так как в грозовых облаках и в непосредственной близости от них прямую опасность для полетов представляют:
  • порывистые восходящие и нисходящие потоки воздуха с большими скоростями, приводящие к внезапным броскам ВС;
  • интенсивное обледенение на всех высотах выше нулевой изотермы;
  • электрические разряды в виде молний;
  • град, вызывающий механические повреждения ВС;
  • сильные атмосферные помехи, нарушающие радиосвязь;
  • ливневые осадки с ограниченной видимостью;
  • шквалы и смерчи;
  • сдвиги ветра в приземном слое.
    При полете в грозовом облаке или вблизи него может произойти попадание молнии в ВС. Это возможно в двух случаях:
    • ВС находится на пути молнии;
    • Напряженность электрического поля между объемным зарядом в облаке и объемным зарядом ВС больше пробивного потенциала воздуха.
      В результате попадания молнии в ВС может произойти:
      а) разгерметизация кабины;

      б) пожар на ВС;

      в) ослепление экипажа;

      г) разрушение обшивки, отдельных деталей и радиотехнических средств;

      д) намагничивание стальных сердечников в приборах и др.
      Рекомендации по выполнению полетов и управлению воздушным движением в зонах грозовой деятельности
      При принятии решения на полеты с пересечением зон грозовой деятельности и сильных ливневых осадков необходимо учитывать:
      • характер гроз (внутримассовые, фронтальные);
      • расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, возможные маршруты их обхода;
      • необходимость дополнительной заправки топливом.
      Запрещаются:
      • Полеты по ПВП и ОПВП ниже нижнего эшелона по маршрутам, проходящим в горной местности, при наличии и прогнозировании фронтальных гроз запрещаются;
      • Полеты по ППП в зоне грозовой деятельности без бортовых РТС обнаружения грозовых очагов при отсутствии наземного радиолокационного контроля запрещаются.
      При подходе ВС к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) командир ВС обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход опасной зоны или на полет на запасной аэродром и согласовать свои действия с органами ОВД.

      При визуальном обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков примыкающих к грозовым очагам, разрешается обходить их на удалении не менее 10 км. При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет под облаками или выше их.
      Визуальный полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осадков если:
      • Высота полета ВС над рельефом местности и искусственными препятствиями не меньше истинной безопасной высоты, но во всех случаях не менее 200 м в равнинной и холмистой местности и не менее 600 м в горной местности;
      • Вертикальное расстояние от ВС до нижней границы облаков не менее 200 м и от ВС до земли 200м;
      • Итого при ВНГО менее 400м пролет запрещен;
      • Полет над верхней границей мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков разрешается выполнять с превышением над ними не менее 500м;
      • При обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы засветки. Визуальноне менее 10 км;
      • Пролет между двумя грозовыми очагами может проводиться в том месте, где расстояние между границами засветок на экране бортового радиолокатора не менее 50 км;
      • В условиях сильных ливневых осадков посадка ВС при метеорологической видимости менее 1000 м запрещается;
      • Вход в сильные ливневые осадки – запрещен.
      ОТЕЛЬНО ОПУБЛИКУЕМ продолжение - очень важную и полезную информацию по метеорологии, касающуюуся ветровых характеристик: СДВИГ ВЕТРА, ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, ШКВАЛЫ, СМЕРЧИ.

      Следите за новостями!

      Важно, чтобы владельцы частных воздушных судов были в курсе изменений и новостей в своей сфере. Смогли вовремя подготовить свои воздушные борта, базу и летный персонал к погодным условиям и особенностям эксплутации весной и летом. Так будет летать легче и безопаснее.

      Ну и конечно, открыли сезон барбекю, вкусно и с пользой провели вечер пятницы с компании авиационного братства, открыли сезон и решили, что пора делать такие авиа-пикники хорошей традицией весенне-летнего периода :)
      В общем начинаем серию хороших традиций АОРА-Беларусь! Всем счастливых полетов!

      И следите за новостями и рассылкой, следующую встречу планируем слететься на аэродром в Сивицу :)

      Для подписки на рассылку — пишите на адрес aopa@bfas.by.